Анализ воспитательной работы МОУ Стычновская СОШ за 2009-2010 г.

Введение


В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности и что еще более важно – реформирование продолжается.

Этот процесс закономерен, так как образование является одним из базовых институтов государства.

Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

На наших глазах и при нашем непосредственном участии происходит процесс переориентации на доминанту, связанную, прежде всего, с развитием и воспитанием молодежи.

По сути дела, школа выполняет «социальный заказ общества в духе времени», восполняя пробелы, связанные с реализацией воспитательной функции современной семьей.

В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир.

В условиях нарастания деструктивных процессов в стране, связанных с политической и социально- экономической нестабильностью, важная роль в воспитательном процессе принадлежит школе. Школа несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом.

Помочь учащимся нашей школы справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения.

Проблема, над которой работает школа: «Традиции и новаторство в обучении и воспитании с целью повышения качества знаний, формирование художественно-эстетической культуры личности школьника». Она позволяет использовать в учебно- воспитательном процессе как опыт, накопленный в истории российской, советской. зарубежной школы, так и достаточно новые разработанные и апробированные методики наших современников.

Реализация проблемы школы осуществляется через:

  • личностно-ориентированный подход к учащимся в воспитательном и образовательном процессе;
  • нравственно-эстетическое воспитание учащихся как основополагающее в школе;
  • максимальное развитие психологических, духовных и интеллектуальных способностей учащихся;
  • физическое развитие учащихся;
  • совместную коллективно-творческую деятельность педагогов,родителей и учащихся;

СЕМЬЯ И ШКОЛА.

Семья – малая социальная группа, естественная
среда жизни и развития ребенка,
закладывающая основы личности.


Современные семьи развиваются в условиях качественно-новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы в нашем ОУ направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Главные функции взаимодействия педагогов и родителей:

  • информационная;
  • воспитательно-развивающая;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролируюшая;
  • бытовая;

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Классные руководители школы наиболее часто используют комплекс методов и форм совместной работы с родителями, позволяющий повысить педагогическую культуру родителей, усилить воспитательный потенциал, привлечь родителей к воспитанию детей класса.

Методы изучения семьи:

  • направление;
  • беседа;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • деловая игра;
  • анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

В течение всего учебного года проведены классные тематические часы, общешкольные родительские собрания. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете.

Содержание работы педагогов с родителями включает 3 основных блока:

  • повышение психолого-педагогических знаний;
  • вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей и общественности в управлении школой;

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в родительский совет. Это, прежде всего, координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Взаимодействие с родителями в нашей школе носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство помогает избегать, столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением воспринимают все происходящее в стенах школы.

Большую помощь в воспитании оказывают, достаточно сильные и органично вовлеченные в педагогический процесс школы, родительские комитеты.

Следует отметить, что педагоги не всегда могут принести в каждую семью желаемые гуманные отношения и не в состоянии полностью устранить негативные влияния семьи на ребенка. Поэтому мы не забываем, что влияние на родителей осуществляется главным образом путем максимального вовлечения их в жизнь школы. Наши классные руководители приглашают родителей учащихся на классные часы, спортивные совместные соревнования, походы, туристические поездки, экскурсии, праздники и т.п.; вводятся в традицию дела, основную роль в организации и осуществлении которых играют именно родители.

Диагностические исследования по изучению родительской позиции и уровня педагогических знаний школа проводит на основе опросника и методики «Моя семья».