Расписание уроков

Пояснительная записка по составлению расписания учебных занятий МБОУ «Стычновская СОШ» на 2018-2019 учебный год

При составлении расписания использовались Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 ″ Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях«, утвержденны 29 декабря 2010 года, введены в действие с 1 сентября 2011 г. СанПиН содержит Приложение 3, в котором даны рекомендации по составлению расписания уроков в части распределения учебной нагрузки в течение дня и недели.

Школа обучается по пятидневной неделе с 1 по 11 класс. В первом классе используется «ступенчатый» режим обучения в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый, январь — май по 4 урока по 45 минут каждый, во 2-11 классах 45 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, установлено две перемены по 20 минут после третьего и четвертого уроков. Элективные курсы проводятся через 45 минут после окончания основных уроков класса. Внеурочные занятия проводятся через 45 минут после окончания уроков во 2-8 классах и через 1,5 часа в 1 классе.

Учителю на основании коллективного договора предоставляется методический день. Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима, не создающей перегрузки обучающихся. Методический день не является дополнительным выходным днем. Никаких нормативов по количеству окон нет. По нормативам, рабочее время работника может быть разделено на два периода.

Гигиенические требования — распределение учебной нагрузки по дням недели по баллам

Научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 класса наиболее трудные предметы проводятся на 2 уроке, 2-4 классов на 2–3 уроках, а для II и III уровней — на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни недели. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов — на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов — на вторник и среду (четверг — несколько облегченный день); суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Химия

13

10

12

Геометрия

12

10

8

Физика

8

9

13

Алгебра

10

9

7

Экономика

11

Черчение

5

4

Мировая художественная культура (МХК)

8

5

5

Биология

10

8

7

7

7

Математика

10

13

-

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Русский язык

8

12

11

7

6

Краеведение

7

9

5

5

-

Природоведение

7

8

-

География

7

6

6

5

Граждановедение

6

9

9

5

-

История

5

8

6

8

10

Ритмика

4

4

-

Труд

4

3

2

1

4

Литература

4

6

4

4

7

ИЗО

3

3

1

3

-

Физическая культура

3

4

2

2

2

Экология

3

3

3

6

1

Музыка

2

1

1

1

-

Информатика

4

10

4

7

7

ОБЖ

1

2

3

3

3

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Физика

12

Информатика, Экономика

6

Геометрия, химия

11

История, Обществознание, МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География, Экология

3

Литература, иностранный язык

8

ОБЖ, Краеведение

2

Биология

7

Физическая культура

1