Аналитическая справка об организации работы классных руководителей по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних за период 2016-2017 год

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.Учитывая особенности современ-ных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психо-логическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей,МБОУ "Стычновская СОШ"были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2013 −2018 гг.:

— создание в школе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя обучающихся, учителей и родителей;

— развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;

— развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;

— вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактикудевиантного поведения;

— отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения обучающихся;

— систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучаю-щихся;

— психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;

— ориентация на здоровый образ жизни, привлечение обучающихся к занятиям спортом;

— оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

— привлечение обучающихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.

— формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

— установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.

Компоненты (составляющие) сферы деятельности воспитательной работы так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.

В школе с 2013 г. работаетпрограмма воспитания и социализации обучающихся "Школа — социокультурный центр села«.Цель программы: представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образо-вательного процесса;
  • демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Воспитательная работа в школе,работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероп-риятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних по программе «Правильный выбор», которая рассчитана на 2013-2018гг.Вся работа осуществлялась по следующим направлениям:

1) ликвидация пробелов в знаниях;
2) борьба с пропусками занятий и самовольных уходов;
3) организация досуга обучающихся;
4) занятость обучающихся в свободное время;
5) пропаганда здорового образа жизни;
6) правовое воспитание;

7) работа с родителями.

Направления воспитательной работы по профилактике правонарушений

1. Ликвидация пробелов в знанияхобучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями-предметни-ками способствует решению проблемы с обучением обучающихся, имеющих трудности в освоении программы.В школе ведется ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование роди-телей,позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовывалась помощь педагогами-предметниками и успевающими учениками, индивидуальные занятия и консультации.Неуспевающихобучающихся в 2016-2017 учебном году в школе не было ни за учебные четверти, ни за год.

2. Борьба с пропусками занятий и самовольных уходов является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий обучающимися школы. С этой целью:

-ведётся ежемесячный мониторинг пропусков обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины.

— сведения о пропусках уроков регистрируются заместителем директора по УВР в специальном журнале, выявляется причина пропусков;

— классными руководителями регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале;

— учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

— классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому).

Обучающихся, пропускавших занятия без уважительных причин и склонных к самовольным уходам из дома, в 2016-2017 учебном году в школе не было.

3. Организация досуга обучающихся

Широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу молодёжных организаций, кружков- одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Воспитательная работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей обучающихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

— гражданско-патриотическом;

— спортивно-оздоровительном;

— художественно-эстетическом;

— духовно-нравственном;

— трудовом;

— экологическом и др.

Воспитательная работа в школе реализуетсяпо программе «Школа- социокультурный центр села». Все обучающиеся школы за 2016-2017 учебный год были охвачены внеклассной деятельностью: принимали участие в подготовке и проведении общешкольных традиционных мероприятий, активно участвовали во всех проводимых школьных и районных акциях.

Более 50обучающихся школы в течение года принимали участие в школьных предметных олимпиадах,спортивных мероприятиях, спортивных соревнованиях на муниципальном уровне, участвовали в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, конкурсах муниципального, регио-нальногои Всероссийского уровня.

 

4.Занятостьобучающихся в свободное время является одним из важных факторов профилактики, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции ДО. Дети посещали не только школьные кружки и спортивные секции, но и кружки СДК, библиотеку, спортивную площадку на территории школы.

В школе все 100% обучающихсяохвачены кружковой работой: «Мир вокального искусства», «Наш выбор-здоровье», «Музей», ЮИД «Светофор», ДЮП «Добровольцы», спортивнаясекция «Баскетбол», «Спортивный туризм», «Донская вольница»

В школе проводились трудовые рейды, трудовые десанты, направленные на приобщение воспитанников младшего, среднего и старшего звена к систематической работе по благоустройству школы и прилегающей к ней территории, обелиска погибшим воинам.Привлечение детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов различных мероприятий, рейдов, акций помогало удовлетворить потребность ребят в общении, организовать их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Классные руководители вовлекали детей в работу оздоровительного лагеря на базе школы летом, планировали и проводили мероприятия во время каникул, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.Обучающиеся старших классов работалиот центра занятости помощниками воспитателями в оздоровительном лагере на базе школы.

5. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, в школе были выявлены сильнейшие обучающиеся из них формировались сборные команды школы для участия в школьных, районных соревнованиях. В начале учебного года был составлен календарь спортивно-массовых мероприятий, в течение года проводились различные виды соревнований.

С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводились единые тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

Пропаганде здорового образа жизни были посвящены такие мероприятия:

Мероприятия в рамках декады «SOS»;

Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;

Акция «Я выбираю спорт как альтернативу».

Проведены классные часы по следующим темам:

2 — 4-й классыЧто такое хорошо и что такое плохо", "Курить — здоровью вредить";,5, 6-й класс "Мифы об алкоголе""Школьнику о вреде никотина«,

7-й, 8-й «Кто кого или подросток в мире вредных привычек», 10-й класс "Жизнь без наркотиков",11-й класс"Мы против наркотиков«

6. Правовое воспитание

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовер-шеннолетнихбыли проведенымесячники и недели профилактики правонарушений. В их организации участвовали не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводились следующие мероприятия:

участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);

неделя правовых знаний. Встречи с работниками ОДН ОВД;

Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);

месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);

конкурс рисунков на темы: «Права и обязанности гражданина РФ», «Права детей».

В школе оформлен уголок правовых знаний, в котором регулярно обновляласьинформация.

1раз в полугодие проводилась неделя правовых знаний:

в 1полугодии — неделя правовых знаний «Закон для всех»;

во 2-ом полугодии — неделя правовых знаний «Территория подростка».

Были проведены беседы на классных часах, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних, которые давали мотивацию на ответственность за свои действия.

Роль классного руководителя заключалась в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивали активность, формирование жизненных позиций.
В течение 2016-2017 годаклассные руководители провели классные часы:

2 — 4-й классы
«Права и обязанности школьника»;
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Правила поведения в общественных местах»

5, 6-й класс
"Мы и улица, наши интересы«\

«Конвенция ООН о правах ребенка»

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

7-й, 8-йкласс
«Права и обязанности школьника»;
Почему подросток совершает преступление"
«Поговорим об ответственности»

10-й класс

«Преступления и его последствия»
«Как научится быть ответственным за свои поступки»

11-й класс
«Административная и уголовная ответственность»;

Выпуск буклета «Роль классного руководителя в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений»

7. Работа с родителями по профилактике правонарушений строится планово. В начале каждого учебного года классные руководители создавалипаспортизацию семей по выявлению трудных детей и семей, находящихсяв социально-опасном положении. Так за период 2016 —2017 год были посещены все семьи обучающихся, в том числе неполные и многодетные, но следов неблагополучия в этих семьях не было выявлено, что подтверждается в актах посещений. В случае выявления негативных фактов,должныбыли проинформировать Совет профилактики школы. При посещении семей классные руководители знакомились с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводили беседы с родителями и со взрослыми членами семьи, составляли акты обследования жилищных условий, выясняли положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являлось:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом являлось необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях должна формироваться положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями велась большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводились лекции по воспитанию обучающихся,согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания "Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания","Роль семьи в профилактике правонарушенийи преступлений«.

Проводилась профилактическая информационно-разъяснительная работа с родителями. На классных собраниях проводились беседы: «Права и обязанности подростков», «Заботьтесь о безопасности своих детей».

«Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия были направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.Наряду с этим организовывались и проводились вечерние рейдына территории сельского поселения и школы, где в состав комиссии вместе с классными руководителямии администрацией школы входилипредставители родительского комитета.

Для установления доверительных отношений между родителями и педагогами была проведена следующая работа:

Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.

«День открытых дверей» для родителей.

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

Проведение родительского всеобуча:

Лекторий для родителей

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов

6) Свободное время и развлечения обучающихся.

Выпуск буклетов:

1. «За здоровый образ жизни»,

2. «Психологические особенности подросткового возраста»

3. «Как создать атмосферу доверия в семье»

4. «Мой ребенок — моя забота»

За период 2016-2017 гг., не было совершенони одного правонарушения. Для реализации индивидуальной программы подростка классным руководителем, социально-психологической службой школы, педагогами школы использовались различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с обучающимся:

— изучение особенностей личности подростка, занятия с психологом по коррекции его поведения;

— посещение на дому с целью контроля подростка, его занятость в свободное от занятий время, а также каникулярное время, подготовка к урокам;

— посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки обучающегося к занятиям;

— психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростка;

— индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростком;

— вовлечение подростка в общественно значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ и проектов;

— вовлечение обучающегося в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Одним из важных факторов профилактики являлась занятость обучающегося в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделялось развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростка в кружки и секции.

Классным руководителем проводились профилактические беседы с подростком: «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справляться с агрессией», «Аромат жизни без привкуса табака», «Наркотик — орудие самоубийства»; «Почему так трудно учиться?», «Закон и порядок». Проводились беседы с родителями «Психологический климат в семье», «Ответственность родителей» и др. Тесное взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками способствовало решению проблемы с обучением обучающегося. При возникновении трудностей в изучении отдельных предметов (алгебра, русский язык, английский язык) подростку была оказана помощь в обучении, проводились дополнительные занятия, на которых учителями —предметниками были устранены пробелы в знаниях.

Также классным руководителем систематически велся контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам, регулярно заполнялась страница пропусков уроков в классном журнале, устанавливалась причина отсутствия обучающегося на занятиях.

Ежемесячно классный руководитель и социально -психологическая служба школы, посещали на дому семью подростка, с целью изучения психологического климата в семье, условия проживания подростка, его занятость в свободное то учебы время.

С целью профилактики правонарушений, наркомании, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводились единые тематические классные часы, коллективно-творческие дела, где данный подростокбыл вовлечен во многие мероприятия. Так в рамках районной антинаркотической акции: «Здоровье нации — в наших руках» занял 1 место в конкурсе плакатов «Здоровье! Творчество! Успех!»

Педагогом-психологом, социальным педагогом и заместителем директора по ВР организовано психолого-педагогическое консультирование родителей и обучающегося, проведены профилактические беседы, тренинги: беседа «Ответственность родителей за воспитание детей», «Знакомство с семейным кодексом РФ», «Психология воспитания в семье», «Мы в ответе за свои поступки», «Алкоголю — нет!», «Путь в профессию», психологический тренинг «Я учусь владеть собой».

Во внеурочной деятельности данный подросток был вовлечен в кружковую работу «Наш выбор — Здоровье!», ЮИД «Светофор», «Баскетбол», являлся активным участником волонтерского движения «7-ой лепесток», участвовал в районных акциях «Рождественские колокола», «Венок памяти», «Наследники Победы», «Мы за чистый район», «Бессмертный полк».    

 

2016 год

2017 год

Совершено правонарушений

Совершено преступленийВ том числе:

Ст.148 УК РФ

Самовольные уходы

В профилактической работе коллектив школы осуществлял сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: КПДиЗП, РОВД, районной психолого-наркологической службой, центром ОСЗН, сектором по делам молодежи при администрации района, СтычновскимФАПом, Стычновским ДК и Администрацией Стычновского сельского поселения.

Зам. директора по ВР И.Ю.Самсонова